Экс-министр экономики Украины Сергей ТЕРЕХИН: «Думаете, МВФ навязывает Украине условия по пенсиям и тарифам? Ошибаетесь! Условия устанавливал сначала Яценюк, а теперь Гройсман»
«Если цель МВФ — поддержка стабильности мировой финансовой системы, то при чем здесь украинские пенсии, состояние «Нафтогазу» или приватизация украинской земли, которыми так озаботился МВФ?»
— Прежде чем ответить на вопрос, брать или не брать кредиты МВФ, нужно понять, для чего в принципе был создан Международный валютный фонд и чем он отличается от Всемирного банка.
Основная цель Всемирного банка — финансовая помощь развивающимся странам, поддержка структурных экономических реформ и глобального рынка товаров и услуг. Основная цель МВФ — стабильность мировой финансовой системы, поддержка свободной конвертации валют на базе главной резервной валюты — доллара США. Со временем в число главных мировых валют были включены европейские валюты, евро, японская иена, китайский юань и так далее. Но главной валютой по-прежнему остается доллар.
Теперь понимаете разницу между МВФ и Всемирным банком? МВФ — это здоровье мирового денежного оборота, базирующегося на мировых валютах, в которых первое место очень долго будет занимать доллар США. А Всемирный банк — это конкурентный глобальный рынок товаров, услуг и рабочей силы.
Если цель МВФ — поддержка стабильности мировой финансовой системы, возникает логический вопрос: а при чем здесь украинские пенсии, состояние «Нафтогазу» или приватизация украинской земли, которыми так озаботился МВФ? Почему Международный валютный фонд так тревожат внутриукраинские локальные проблемы? Ответ прост: МВФ очень заботят любые дефициты бюджетов публичных финансов.
Во-первых, если в Украине есть дефицит государственного и местных бюджетов, МВФ это не нравится. Во-вторых, у нас есть дефицит публичных фондов, то есть дефицит системы обязательного социального страхования. Еще проще — пенсионный дефицит. И МВФ это не нравится. В-третьих, у нас так называемый дефицитный фонд, точнее — дефицит НАК «Нафтогазу» по причине его субсидирования за счет бюджета. И МВФ это справедливо не нравится.
Международный валютный фонд очень сильно тревожит, чтобы дефициты вышеперечисленных фондов были либо очень маленькими (сопоставимыми с инфляцией), либо вообще отсутствовали. Почему для МВФ это так важно? По одной простой причине: если существует дефицит публичных фондов, украинскому правительству придется брать займ.
Украинское правительство может взять займ на частном мировом рынке. Но это будет займ под большие проценты, потому что высоки риски невозврата. В итоге все страны, такие же финансово дохлые, как Украина, берут займ у МВФ. Но Международный валютный фонд говорит: о’кей, ребята, мы вам дадим, чтобы вы не брали дорогие займы или не облагали финансовые компании (включая международные) внутри своей страны квазиналогом, который называется инфляционным налогом.
Что такое инфляционный налог? Классический пример — Украина: когда в бюджете не хватает денег, правительство нагибает Нацбанк, хотя у нас в законе об НБУ прямо прописан запрет финансировать дефицит бюджета и включать печатный станок. Тем не менее правительство элегантно нагибает НБУ, а он в свою очередь нагибает частные или госбанки, говоря: «Хотите рефинансирования? Дадим, но прежде принесете нам в залог государственные бумаги». То есть вынуждают банки занимать у государства бумаги, которые идут на финансирование госбюджета, Пенсионного фонда или «Нафтогазу», после складывать эти бумаги в Нацбанк как залог и за это получать какое-то рефинансирование.
Как реагирует на это МВФ? Фиксирует: инфляционный налог, включение печатного станка, падение национальной валюты серьезно влияет на эффективность финансовых услуг (норму прибыли) внутри страны. Значит, и международный капитал, который вложил деньги в Украину (как инвестиции, депозиты или кредиты дочерним банкам), начинает терять деньги, доходность. И это очень не нравится МВФ, потому что мешает главной цели — стабильности мировой финансовой системы.
«Из 54 страниц закрытого доклада МВФ ровно половина была посвящена только коррупции в Украине»
— Теперь вопрос: а что Украине делать в таких условиях? Брать или не брать кредит МВФ? Ответ: мировая финансовая система выстроена таким образом, что если мы с нашими негативными макроэкономическими показателями откажемся от МВФ — все частные инвесторы покрутят пальцем у виска: «Ага, значит, в Украине какие-то большие риски, о которых мы не знаем. Ну что ж, тогда лучше вложим свои деньги в другую страну, например, в Африку».
Знаете, почему в начале марта сорвалось заседание совета директоров МВФ по Украине? За две недели до этого вышел закрытый доклад специальной группы МВФ по поводу ключевых проблем, связанных с нашей страной. Из 54 страниц этого доклада ровно половина была посвящена коррупции в Украине, на остальных страницах были изложены проблемы с демографией, пенсионной системой и монетарной политикой.
Еще раз: половина закрытого доклада МВФ была посвящена только коррупции в Украине. К сожалению, это факт: за последние два года все макропоказатели, которые коррелируются с уровнем коррупции, упали. То есть уровень коррупции в Украине вырос.
Например, есть индекс восприятия коррупции. Ключевой индекс. Там мы упали на один пункт и сравнялись, между прочим, по уровню коррупции с Россией. Есть и другие индексы, которые тоже коррелируются с коррупцией. Например, индекс качества жизни. Здесь мы только за 2016 года упали на 19 пунктов и находимся между Ганой и Сомали. Сомали, представляете?!
Почему МВФ волнует рост экономики в Украине, вполне очевидно: чем выше ВВП, тем больше доходов в бюджет, то есть долги будут возвращены, а не реструктуризированы в стиле «а-ля Яресько» (Наталья Яресько, министр финансов Украины с декабря 2014 года по апрель 2016-го, занималась в том числе проблемой реструктуризации внешнего долга страны. — «ГОРДОН»).
Почему МВФ тревожит коррупция в Украине, тоже очевидно: есть прямая взаимосвязь между ростом экономики и уровнем коррупции. В 54-страничном закрытом докладе есть интересное сравнение. В 1992 году Украина имела такой же ВВП на душу населения, как Польша, Румыния и Латвия. Но уже в 2015-м этот показатель стал почти в пять раз меньше, чем в упомянутых странах. Почему? В докладе МВФ уточняется: потому что уровень коррупции в Украине в 2,5 раза выше, чем в Польше, Румынии, Латвии.
В этом же докладе есть три грустных прогноза МВФ для нас.
Если уровень коррупции в Украине не изменится, то в 2040 году мы — в лучшем случае! — достигнем 30 процентов от среднего показателя ВВП на душу населения в Европе. То есть в три раза меньше, чем в Европе!
Если уровень коррупции в Украине не уменьшится хотя бы до сегодняшних показателей в Болгарии и Румынии (а это две самые коррупционные страны Евросоюза), то к 2040 году мы достигнем 40 процентов от среднего показателя ВВП на душу населения в Европе.
Если уровень коррупции в Украине резко снизится уже сегодня, то к 2040 году у нас будет аж 50 процентов от среднего показателя ВВП на душу населения в Европе.
То есть уровень коррупции в Украине настолько высок, что непосредственно влияет на все экономические процессы и резко замедляет экономический рост.
Почему МВФ только сейчас это понял, хотя сотрудничает с Украиной с середины 1990-х? Потому что опирается на серьезные и подробные доклады, которые готовятся на базе 10-летнего исследования по Украине. А при Януковиче, например, информацию для исследования либо скрывали, либо подделывали. Буквально: Госслужба статистики врала, НБУ врал, Минфин врал и так далее.
«Меню, которое под видом «требований МВФ» подсунул сначала Яценюк, а теперь Гройсман, для Украины несъедобно ни социально, ни политически»
Как именно в меморандуме МВФ появляются те или иные условия, которые обязуется выполнить Украина, прежде чем получить очередной транш? Думаете, МВФ навязывает нам условия по пенсиям, тарифам, земле? Ошибаетесь! Эти условия устанавливает украинская власть, хотя публично заявляет: мол, это МВФ нас заставляет.
Как готовится меморандум МВФ? Садятся, с одной стороны, представители Украины, с другой — миссия Валютного фонда. МВФ говорит: «Хотите транш? О’кей, но мы должны быть уверены, что вы его вернете. Как будете возвращать, при таком дефиците бюджета, «Нафтогаза» и Пенсионного фонда?». Украинская сторона отвечает: «Ой, вот это исправить не сможем, а в эту тему даже лезть не будем. Давайте мы лучше цену на газ поднимем и уменьшим количество пенсионеров».
«Может, пойти по другому пути? — предлагает МВФ. — Перестать воровать, привлечь прямые инвестиции? Но для этого надо защитить западных инвесторов. Покажите свои планы в сфере валютного регулирования, налогообложения, защиты прав собственности, судебной реформы». — «Это очень сложно, — говорит украинская сторона, — мы уже работаем над этим, но это займет время, а транш нам нужен сейчас. Давайте мы возьмем такие и эдакие обязательства».
Кабмин расписывает набор действий для МВФ, вашингтонские эксперты считают, что из этого получится, а после принимают или отклоняют предложения. Вот так и появляются в наших реалиях предложения по повышению пенсионного возраста, абонплаты за газ, рынку земли, налогообложению и так далее. То есть МВФ не навязывает требования, а лишь обозначает проблемы, а украинская власть предлагает пути выхода.
Судя по меморандуму с МВФ, в правительстве Украины работают очень необразованные люди. Экономисты уже шутят: у нас очень образованное правительство, но образованное заочно. Меню, которое под видом «требований МВФ» подсунул сначала Яценюк, а теперь Гройсман, для Украины несъедобно ни социально, ни политически.
Не буду вдаваться в подробности пенсионной реформы, это очень отдельная и специфическая тема, простым языком и коротко не объяснишь. Давайте рассмотрим абонплату за газ и рынок земли.
Никакой абонплаты за газ МВФ не требует. Наша власть это втюхивают населению под видом выполнения условий третьего энергопакета. Да, в этом пакете есть условие ввода абонентской платы за распределение природного газа. Но для чего она нужна? Чтобы повысить конкуренцию.
У нас поставкой газа, электроэнергии, воды занимаются исключительно монополисты в виде облгаза, облэнерго и водоканала. Вот вы в Киеве можете выбрать другую компанию, кроме «Киевэнерго»? Нет, намертво к ней привязаны, потому что других на рынке в принципе нет.
Третий энергопакет требует, чтобы доступ к распределительным сетям — газовым, электрическим и так далее — имели все, кто хочет, а не только монополисты. И тогда начнется конкуренция, но не на стоимости продукта (она, как правило, у всех усредненная), а на цене абонплаты. И только поэтому есть смысл ее вводить. Но вводить после создания конкурентного энергетического рынка, а не до, как пытается наша власть. И в этом огромная манипуляция украинского руководства.
Или многострадальный рынок земли. Между экспертами и Кабмином годами идет дискуссия, снимать или нет мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Эксперты говорят: «Украина — аграрная страна, треть экспорта составляет сельскохозяйственная продукция. Что делать с инвестициями в аграрную отрасль?».
Вы знаете, что в Украине урожай зерна в три раза меньше, чем в Канаде? А ведь у нас практически одинаковые климатические пояса! Почему аграрный инвестор к нам не заходит? Потому что в Украине для него нет страховки от невозврата инвестиций. А лучшее страховое обеспечение — недвижимость, земля. Зерно могут «свистнуть налево», а земля всегда есть.
Но запускать земельную реформу в том виде, как планирует Кабмин, нельзя. Полный бред! В таких условиях землю в Украине скупят латифундисты. И я понимаю политиков, которые требуют референдум по продаже земли.
Спросите у правительства: почему нельзя было позаимствовать модель земельного рынка в той же Франции или Польше? Во Франции земля продается, но если владелец неэффективно ее использует — отбирают силой и продают следующему. В Польше работают четыре фонда Евросоюза, которые помогают местным фермерам. Но согласно польскому законодательству такая помощь предоставляется только тем, у кого не больше 35 гектаров сельскохозяйственных земель. То есть в Польше активно поддерживают малых и средних аграриев. У нас все наоборот.
«Власть Украины наобещала МВФ все, что можно, лишь бы получить транш. Экономическую часть обещанного шанс выполнить есть, политическую — нет»
А теперь резюмирую. МВФ — не альтруист, отнюдь. Он хочет сделать так, чтобы, грубо говоря, доходы на вложенный им финансовый капитал в стране-реципиенте возрастали. Или хотя бы не падали. Это квинтэссенция того, чем занимается МВФ сейчас. Есть правило: о чем бы люди ни говорили, они всегда говорят о деньгах. МВФ — подтверждение этого правила.
Но МВФ — это не зло, а очень рациональный, циничный и логичный орган. Для инвестора или акционера украинского банка кредиты МВФ — это мечта, для пенсионера — беда. Но первопричина всех наших займов — неумение, нежелание и жадность украинской власти при распоряжении публичными финансами.
Что делать рядовым украинцам? Как им заставить собственную власть проводить реформы, оздоровлять экономику, укреплять государство? Демократическими инструментами — выборами. Нужно выбирать и переизбирать власть, а не пугаться: «Ой, никаких перевыборов, а то еще хуже придут». Чем больше ротаций наверху, тем выше вероятность очистить систему и избрать нормальную власть. Осознанное голосование на выборах — вот эволюционный путь для нашей страны.
Как шутила моя знакомая с механико-математического факультета: «Главное правило для девушки перед тем, как выйти замуж, — математическое. Прежде чем найти интеграл, не лишним будет продифференцировать». В политике то же самое.
Так что ответ на вопрос: «Брать или не брать кредиты МВФ?» прост — брать. К сожалению. Но делать все, чтобы в украинской власти оказались реформаторы. Пока же реалии таковы, что власть наобещала МВФ все, что можно, лишь бы получить транш. Может, экономическую часть обещанного и есть шанс выполнить, но политическую — точно нет.
Записала Наталия ДВАЛИ